Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976





Для комментирования можете перейти в группу в Фейсбуке:


Помощь сайту:
а) с яндекс-кошелька

б) с банковской карты





8. Чувство локтя


Некоторые классные руководители специфику работы с учащимися видит в том, что в одно и то же время в параллельных классах не должны проводиться одинаковые мероприятия.

Но специфика работы с классом заключается не только и даже не столько в том, что проводится, сколько в том, как проводится. Думается, что встречающаяся иногда в школе низкая эффективность воспитательной работы отчасти объясняется разнобоем в работе классных руководителей.

Классная руководительница одной из школ рассказала нам следующее:
– Заметив, что ребята моего класса не умеют себя вести в коридоре во время перемен, я решила провести с ними соответствующую беседу. Мне удалось убедить ребят, что в коридоре нельзя бегать по лестнице, прыгать, кричать, что необходимо соблюдать определенный порядок движения. Ребята поняли меня и решили вести себя так, как я им советовала. На другой день, наблюдая за ними, я увидела, как они старались выполнить свое обещание. Однако это оказалось просто невозможным, ибо учащиеся других классов вели себя в коридоре плохо, а в адрес моих ребят отпускали язвительные замечания. Проделанная мной в классе работа свелась на нет, потому что в других классах аналогичное не проводилось.

Можно привести немало примеров, подтверждающих положение о том, что в школе должно быть единство в работе классных руководителей. Ряд мероприятий в классах необходимо проводить одновременно, потому что жизнь и деятельность учащихся в школе не ограничивается классом, в котором они учатся, она так или иначе подчинена духу и характеру общешкольного коллектива.

Единство в работе классных руководителей вовсе не означает однообразия и шаблона. Так, например, с целью воспитания у учащихся чувства дружбы и товарищества в одном классе может быть проведена беседа по кинофильму, в другом – прочитан соответствующий рассказ, в третьем – проведена встреча с представителем бригады коммунистического труда и т. д.

Очень хорошо, когда классные руководители согласовывают проведение ряда мероприятий, чтобы обеспечить единое, фронтальное воздействие на учащихся. Это повышает эффективность всей воспитательной работы в школе.

Директор одной из школ рассказал о том, что у них классные руководители всех классов, а в особенности параллельных, всегда согласовывают свою работу, совместно определяют время, договариваются о формах и содержании мероприятий.

Он привел много фактов, свидетельствующих о целесообразности такого систематического согласования работы классных руководителей. Раньше школе с большим трудом удавалось решать многие задачи. Очень долго в начале учебного года классные руководители не могли добиться удовлетворительного внешнего вида ребят, единства требований учителей. Медленно активизировалась работа родителей по оказанию помощи школе. Теперь же, когда классные руководители начали действовать согласованно, заметно поднялась результативность воспитательной работы, создались более благоприятные условия для быстрого распространения передового опыта в школе.

Известно, что уровень педагогического мастерства не у всех классных руководителей одинаков. Поэтому менее подготовленные из них во время коллективного обсуждения воспитательных мероприятий получают возможность систематически обмениваться мнениями с более опытными воспитателями, учиться у них педагогическому мастерству.

Когда в школе принимают решение о единстве в работе классных руководителей, когда придерживаются этого единства в вопросах планирования, организации, форм и содержания проводимых мероприятий, работать становится значительно легче и интереснее.

Нередко разнобой в работе классных руководителей обусловливается их индивидуальными особенностями. Один, например, обладает музыкальными способностями, у другого их нет, но зато он отличный спортсмен, третий любит только свой предмет и больше ничем не интересуется. И вот очень часто характер проводимой в классе работы определяется личными качествами классного руководителя. Это порождает однобокое направление работы классного руководителя и не может удовлетворить интересы всех учащихся. В результате многие и них оказываются вне жизни коллектива. Однако нельзя содержание воспитательной работы ограничивать только тем, что знает и умеет сам классный руководитель. По целому ряду разделов воспитательной работы с классом можно привлекать учителей, родителей, работников домов пионеров, руководителей кружков, новаторов производства, членов бригад коммунистического труда и др.

Так, например, в классе, с жизнью которого мы познакомились, одна группа учащихся занималась фотографией под руководством одного из родителей, другая – выпиливанием под руководством сотрудника шефствующей над школой организации. Одна из родительниц проводила с классом беседы по домоводству.

В условиях фронтального воздействия на учащихся все вопросы воспитания решаются более успешно. Нередко один классный руководитель проводит какое-либо мероприятие в классе своего коллеги. Так, в одной из школ классная руководительница восьмого класса провела в шестом классе беседу на тему: «Музыкальные щипковые инструменты». Классный руководитель шестого класса провел работу в восьмом классе по подготовке к школьному спортивному празднику.

Единство в работе классных руководителей способствует искоренению нерадивого, недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Вот поучительный случай. Родители учащихся одного из девятых классов пожаловались директору на классную руководительницу, которая плохо работала с классом. В своем заявлении они писали следующее: «Почему так получается: в одном классе учащиеся встречаются с представителями производства, бывают на экскурсиях, каждое лето отправляются в путешествие, для них организуются интересные вечера, конференции, диспуты, с ними и с их родителями проводятся полезные беседы, а в нашем классе ничего этого нет? Не должно же быть такого, чтобы одни дети были «счастливчиками» (повезло, попался хороший классный руководитель), а другие росли, многого не получая, потому что во главе их класса поставлен нерадивый, не любящий своего дела педагог. Неужели его нельзя заставить делать хотя бы часть из того, что делает другой работник вашей школы?»

Итак, один классный руководитель работает не покладая рук, а другой создает лишь видимость занятости. Причем очень часто нерадивые классные руководители ссылаются на то, что их не научили в свое время петь, играть, танцевать, фотографировать, вышивать и т. п., и поэтому им нечем занять детей. Успех воспитательной работы зависит не от того, умеет ли классный руководитель петь, играть или вышивать, а от желания вырастить детей полноценными членами нашего общества. Конечно, хорошо, когда классный руководитель умеет многое делать сам, но не следует создавать ширмы для безделья из того, что он чего-то не умеет делать. Истинный воспитатель, обнаружив, что ему недостает каких-либо знаний и умений, необходимых для работы с детьми, постарается обязательно их приобрести. Большая часть воспитательных мероприятий под силу каждому классному руководителю. Беседы на этические темы, прогулки с детьми, походы и путешествия, организация встреч со знатными людьми города или села, руководство чтением художественной литературы, переписка с учащимися других стран и городов, организация всевозможных игр и многое другое – все это не требует каких-то необыкновенных способностей. Если даже этого не делает классный руководитель, значит, он просто не хочет работать с детьми.

Отсутствие единства в работе классных руководителей порождает безразличие к жизни других классов. Поэтому воздействие на учащихся необходимо рассматривать не только в рамках своего класса, а с учетом развития всего общешкольного коллектива, и осуществлять его нужно одновременно во всех классах.








Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:11:18 MSK
Google