Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







6. Как направлять самовоспитание учащихся


Школьник чувствует себя активным, самостоятельным членом общества. Он в большей или меньшей степени сам себя воспитывает, к чему-то стремится, чего-то добивается, какими-то качествами хочет обладать.

Но как проявляется его активность, в каком направлении стремится он совершенствовать себя, какими качествами хочет обладать, соответствуют ли эти качеств нормам и принципам коммунистической морали или противоречат ей – эти и многие другие вопросы представляют большой педагогический интерес.

Самовоспитание – один из важнейших факторов становления и развития личности. Процесс воспитания в значительной степени строится в расчете на самовоспитание, ибо усилия педагогов лишь в том случае дают эффект. когда внешние воздействия вызывают встречную активность, стремление самого ученика к самосовершенствованию, когда он начинает задумываться над своими поступками, анализировать и соответствующим образом оценивать их. Поэтому воспитание следует рассматривать как процесс создания таких условий развития учащихся, в которых лучше бы раскрывались их способности и дарования и которые помогли бы находить пути и средства работы над собой. Помочь раскрытию личности учащегося, вызвать у него стремление к самосовершенствованию – это важная и вместе с тем сложная педагогическая задача. Она должна стоять в центре внимания каждого классного руководителя. Любое мероприятие, проводимое в классе, надо по возможности нацеливать на то, чтобы оно побуждало учащихся критически взглянуть на свое отношение к труду, к людям, к себе.

На своем опыте, а также на опыте многих классных руководителей мы убедились, что активизация самовоспитания подростков возможна лишь при соблюдении ряда условий. Важнейшим из этих условий является вовлечение учащихся в коллективную деятельность, наполнение жизни класса разнообразными интересными делами. Участвуя в коллективной деятельности, дети оказываются в атмосфере делового взаимодействия, полезного взаимовлияния. Они быстрее и лучше узнают друг друга, видят свои и чужие недостатки, учатся работать над собой. Наиболее перспективными в этом отношении являются такие коллективные дела, как экскурсия, культпоходы, знакомство с историческими, революционными памятниками, выпуск еженедельных стенгазет, организация интересных игр, дальние прогулки зимой и летом, встречи с интересными людьми, подготовка к многодневному путешествию по родному краю и т. п. Все мероприятия должны быть педагогически обоснованы и наиболее оптимально решены в методическом плане. Необычность, новизна и привлекательность – необходимые условия успеха таких мероприятий у детей.

Наполненная интересными делами, жизнь класса становится притягательной для ребят. Эта притягательность – важный с педагогической точки зрения фактор вовлечения учащихся в коллективную деятельность, усиливающую их стремление к совершенствованию своих качеств.

Ребята должны иметь отчетливое представление о задуманном деле. Это создает для самовоспитания перспективу, служит мобилизующим фактором.

При подготовке к путешествию по родному краю в качестве эффективного мобилизующего средства можно использовать памятку юного путешественника:

1. Хорошо учись. В путешествие берут только успевающих.
2. Делай физзарядку, закаляй себя. Путешествовать могут только здоровые.
3. Твердо усвой цель и маршрут путешествия. Без цели и определенного маршрута путешествовать нельзя.
4. Будь хорошим товарищем, добросовестно выполняй свои обязанности. Хорошо путешествует только дружный коллектив.
5. Подчиняйся руководителю. Точно выполняй его задания. «Отряд в поле, что корабль в море, а руководитель – капитан».
6. Цени беседы людей, знающих родной край. Прочти рекомендованные книги, изучи карты.
7. Приучи себя вести дневник. Без дневников не было бы книг о путешествиях.
8. Подготовь заранее индивидуальное снаряжение. Помоги отряду собрать групповое снаряжение.
9. Выбери себе ясно очерченный круг обязанностей. Хорошо к ним подготовься, придерживайся намеченного плана, иначе вернешься из похода с пустыми руками.
10. Все собранное в походе передай школе. Помоги отряду устроить отчетную выставку.
11. Начинай готовиться к новому путешествию.

Важным условием самовоспитания школьников является программа работы над собой. Эффективным средством для выработки таких программ являемся периодическое (в начале, середине и в конце учебного года) знакомство учащихся со своими характеристиками, данными классным руководителем.

Перед знакомством с характеристиками необходимо провести с учащимися беседу о самовоспитании и его значении в жизни человека. Детям надо показать, что процессе самовоспитания можно достичь очень много.

Подтверждением этого могут служить примеры из жизни замечательных людей, видных революционеров. Ребята также должны уяснить, что для осуществления самовоспитания необходимо хорошо знать себя. Затем нужно каждого ученика познакомить с его характеристикой, причем делать это надо в индивидуальной форме. Такой педагогический прием позволяет добиться значительных результатов.

Коля Д. успевал по всем предметам весьма посредственно. На уроках нередко нарушал порядок. Часто не выполнял домашних заданий. Дома мальчик не помогал родителям. Поручения отца и матери оставлял невыполненными. Был груб по отношению к старшим и товарищам.
Коле дали прочитать его характеристику, в которой было отмечено сначала все положительное, а затем указывались недостатки: «Мальчик физически здоров, хорошо развит. Успешно занимается спортом. Он является одним из лучших спортсменов в классе. Смелый, не боится сказать правду в глаза. У него хорошая память. Но у Коли есть недостатки: он неусидчив. Часто отвлекается на уроках, очень мало уделяет времени выполнению домашних заданий. Проявляет слабость: не заставляет себя делать то, что нужно, а делает только то, что ему нравится. Из-за этого успеваемость у Коли низкая. Плохо относится к труду и дома, и в школе. Часто не выполняет поручений матери и отца. Бывает порой груб с учителями и товарищами. Однако, проявив настойчивость,, он может устранить эти недостатки. В будущем Коля может стать хорошим летчиком». (Было известно, что ему нравится эта профессия).
Мальчик внимательно прочитал характеристику. После этого ему были даны конкретные советы:
1. Приучай себя делать не только то, что тебе нравится, но и то, что требуется, хотя эта работа тебе не по душе.
2. Не отвлекайся на уроках, будь внимателен к каждому слову учителя. Помни, что у тебя есть привычка отвлекаться и ты должен побороть ее.
3. Не забывай, что у твоих родителей много разных забот, помогай им всем, чем можешь: принеси воды, дров, подмети пол, протри окна, помоги одеть младшего брата и сестру.
4. Никогда не груби товарищам и тем более учителям и старшим. Умей сдерживать себя. Помни, что грубость в обращении – это проявление слабости: грубят только безвольные люди, ты же должен вырасти волевым, сильным человеком.
5. Каждый день выполняй домашние задания. Помни: двойки получаешь не потому, что не можешь понять изучаемый материал, а из-за лени. Побороть лень – вот твоя задача. Будь сильным, реши эту задачу!
6. Старайся полностью самого себя обслуживать, ни на кого не надейся.

Полезность данного мероприятия отмечали и учителя, и родители, и сами учащиеся. Так, например, Рая X., в восьмом классе в сочинении на тему «Моя мечта о будущем» написала:

«Я на всю жизнь запомнила, как классный руководитель еще в пятом классе прочитал мне первый раз характеристику. В ней говорилось о моей застенчивости, робости. И действительно, я была очень стеснительна, находилась все время в стороне от коллектива. Классный]руководитель дал мне советы, как преодолеть этот недостаток. Я старалась принимать участие в коллективных делах и стала более общительной со всеми. Я собираюсь стать врачом, а эта профессия, как и любая другая, требует, чтобы человек был общительным, жизнерадостным, волевым. Сейчас, по-моему, меня не считают застенчивой, да и сама я вижу, что от прежней робости не осталось и следа».

В отношении характеристик хочется дать некоторые методические советы.

Воспитатель должен хорошо знать научную психолого-педагогическую характеристику ученика, его тип высшей нервной деятельности, темперамент, способности, память, интересы, потребности и т. д. Самому же ученику нужно читать характеристику в упрощенном, доступном для него виде, не употребляя при чтении непонятных ему терминов. По мере роста и развития учащихся необходимость в упрощении уменьшается, а в некоторых случаях отпадает совсем. Например, учащиеся старших классов средней школы живо интересуются определением своего темперамента, характера, воли, памяти.

Говоря о недостатках, необходимо показать, что залогом их устранения являются имеющиеся у учащегося положительные черты. Учащийся, пусть даже самый недисциплинированный, должен уйти после ознакомления с характеристикой с верой в возможность преодоления указанных недостатков.

Проводя очередное ознакомление учащегося с характеристикой, целесообразно прочитать сначала предыдущую, а затем новую. Это поможет ему увидеть свое продвижение вперед, усилить его стремление работать над собой.

Классному руководителю следует помнить, что знакомство с характеристиками не должно носить характера запугивания детей. Проводить его надо так, чтобы дети видели дружеское стремление воспитателя помочь им в выработке положительных качеств и в борьбе с недостатками.








Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:03:58 MSK
Google