Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







13. Классный руководитель и учителя


Известно, что отношение учащихся к учебному и неучебному труду зависит от того, насколько слаженно и дружно воздействуют на класс учителя.

Классный руководитель должен прежде всего хорошо изучить стиль работы каждого учителя в своем классе. Для этого ему необходимо побывать на уроках у всех учителей, побеседовать с ними.

Посещая уроки, он должен замечать, соблюдают ли учителя установленные в школе единые требования к учащимся, обращают ли внимание на их внешний вид, на санитарно-гигиеническое состояние класса, считаются ли с намеченным классным руководителем планом воздействия на отдельных учащихся, не перегружают ли домашними заданиями, не мешают ли проводимые одним учителем внеклассные мероприятия действиям другого, не допускает ли кто-либо из педагогов бестактности в обращении с учениками. Эти и многие другие стороны работы учителя в классе должны интересовать классного руководителя и находиться в сфере его непрерывного внимания.

– Однажды, – рассказывает классный руководитель одной алма-атинской школы, – я побывал в своем классе на шести уроках подряд и увидел разнобой в действиях учителей. Преподавательница географии, войдя в класс, проверила готовность учащихся к уроку, осведомилась, есть ли в классе тряпка, сделала замечания тем, кто неправильно сидел за партами, потребовала закрыть учебники и положить их на край парты (это было принято на педсовете). Ребята быстро выполнили все ее требования. Урок прошел организованно. Так же поступил и учитель литературы. Но вот на урок пришел преподаватель физики. Войдя в класс, он даже не посмотрел на ребят, небрежно махнул рукой, сказал «садитесь» и сразу же обратился с вопросом по заданному на дом материалу. У многих ребят были открыты учебники. Не замечал учитель и того, что учащиеся не пользовались у доски тряпкой – стирали написанное рукой.

Один ученик рисовал что-то в тетради. Он продолжал рисовать и тогда, когда учитель объяснял новый материал. Но вот ему задан вопрос. Не растерявшись, мальчик заявил, что нового материала не понял, и учитель тут же принялся объяснять заново. Так как остальным учащимся слушать было неинтересно, в классе поднялся шум. Звонок не дал докончить повторного объяснения. Не успел учитель, конечно, и дать задание на дом.

Правильно поступил этот классный руководитель, сделав предметом обсуждения специального совещания учителей несогласованность в их действиях и отступление от единых требований к учащимся.

Классный руководитель должен внимательно относиться к мнению учителей о ребятах его класса, реагировать на их замечания, давать в свою очередь конкретные советы, как лучше воздействовать на того или иного ученика.

Поддерживая с учителями непрерывный деловой контакт, помогая им в налаживании учебно-воспитательного процесса, нельзя, однако, впадать в другую крайность – превращаться в своего рода дубинку в руках нерадивых или малоопытных учителей.

...Прозвенел звонок. В учительскую возвращаются с уроков педагоги.

– Ольга Петровна, – обращается преподаватель математики к классной руководительнице шестого класса, – сегодня в вашем классе плохо сидел Миша. Весь урок он разговаривал с Олегом, а Гена читал постороннюю книжку. Вообще было шумно.

– Ольга Петровна, в вашем классе сегодня большинство ребят не заполнили контурные карты.

– А ко мне на урок, – добавляет преподаватель физкультуры,– четверо не пришли...

Ольга Петровна оставляет класс после уроков и начинает отчитывать ребят за плохое поведение на уроке математики, за то, что не заполнили контурных карт, не присутствовали на уроке физкультуры и т. д., и т. п.

Если после каждого замечания учителя-предметника о поведении ребят классный руководитель будет читать классу бесконечные нотации, то дети перестанут уважать и классную руководительницу, и тех учителей, которые на них систематически жалуются. С классного руководителя не снимается ответственность за поведение учащихся на всех уроках, однако дисциплина учащихся на уроках, их отношение к предмету зависят прежде всего от учителя, ведущего этот предмет. Поэтому классный руководитель, внимательно выслушав замечания о плохом поведении учеников на уроке, должен вместе с учителем установить причину данного явления.

Сам факт «распекания» учащихся после жалоб учителей противоречит элементарной педагогической логике. Жалуясь классному руководителю, учитель демонстрирует свое бессилие перед учащимися, роняет свой авторитет в их глазах. А ведь учитель и классный руководитель должны объединять свои усилия, чтобы создать педагогически и психологически оправданные условия для развития учащихся.

В школе довольно часто можно услышать, как кто-нибудь из учителей говорит классному руководителю:

– Вы вечно своих защищаете!

Должен ли классный руководитель защищать учащихся своего класса? Да, классный руководитель должен при любых обстоятельствах думать об ученике, не допускать необоснованных претензий к нему. Плох тот классный руководитель, который не пытается изменить или опровергнуть отрицательное мнение о том или ином ученике, показать ряд его положительных черт. Делать это нужно решительно и смело, не боясь испортить взаимоотношения с коллегой, особенно в тех случаях, когда жалующийся на ученика учитель руководствуется преимущественно субъективным отношением к нему, а не здравым смыслом. А такое, к сожалению, бывает!

– Вашего Сизова я совершенно не переношу! – повышенным голосом заявляет учительница ботаники классному руководителю. Как тут поступить? Только защищать ученика. Это и сделал классный руководитель.

– Во-первых, – сказал он, – по духу нашей профессии мы не имеем права ненавидеть детей, а, кроме того, зря вы негодуете, Сизов не так уж и плох: он вполне удовлетворительно учится по всем предметам, очень хорошо трудится физически. Известно ли вам, что мальчик награжден грамотой райкома комсомола за отличную работу в колхозе летом? Уж если таких детей не переносить, то как же тогда работать в школе!

Конечно, нельзя превращать защиту ученика своего класса в самоцель, но сдерживать не совсем обоснованные обвинений в адрес ребят, снимать ненужное напряжение во взаимоотношениях между учителями и учащимися, решительно выступать против всякой несправедливости по отношению к учащимся – святая обязанность классного руководителя.

Иногда в школах можно наблюдать и такую ситуацию: в учительскую заходит мать какого-нибудь ученика. Не успеет она переступить порог, как навстречу ей устремляются учителя и каждый на свой лад начинают характеризовать ее сына или дочь.

Классный руководитель должен решительно выступать против подобного общения родителей и учителей. Все сведения о своем ребенке родители должны получать прежде всего от классного руководителя. О чем-то он скажет подробнее, о чем-то умышленно умолчит, если того требуют обстоятельства. Нельзя, конечно, запрещать учителям-предметникам общаться с родителями, но классному руководителю это общение надо так или иначе корригировать, иначе оно может оказаться вредным. Вот один из многих примеров: учительница иностранного языка, не поставив в известность классного руководителя, сообщила о полученной мальчиком двойке бестактному, грубому отцу, который жестоко наказал мальчика, Мальчик убежал из дома. Классный же руководитель обычно старался с отцом этого мальчика меньше всего говорить об отрицательных оценках. Это с одной стороны избавляло мальчика от суровых наказаний отца, а с другой – располагало его к классному руководителю, а это помогало более успешно влиять на мальчика.

Таким образом, связь «классный руководитель – учитель» характеризуется сложным психологическим содержанием. Принципиальный подход к этой связи гарантирует классному руководителю успех в воспитательной работе.









Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:27:25 MSK
Google