Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







10. Надо ли прикреплять


Взаимопомощь учащихся – одна из реальных возможностей повышения успеваемости в классе и вместе с тем важное средство воспитания черт коллективизма, дружбы, товарищества. Задача классного руководителя – правильно организовать такую взаимопомощь.

...В шестой класс в начале учебного года пришел новичок Коля К. Сразу же обнаружилось, что он хорошо знает русский язык. Некоторое время мальчик не находил себе товарищей в классе. Больше того, «заводилы», как это нередко бывает, относились к новичку с иронией. Один из них – Виктор М. отставал по русскому языку. Учительница, решила подружить его с новичком. Она прибегнула к целому ряду «маневров». Например, разбирая в классе очередное сочинение, отмечала общее у Николая и Виктора, говорила, что их мысли во многом сходятся, дополняют друг друга. Через некоторое время заметила, что Виктор перестал отпускать в адрес Николая язвительные замечания, стала видеть ребят вместе в коридоре, на улице. Позже посадила их за одну парту. Учителя, работающие в классе, говорили, что она напрасно это делает – Виктор теперь будет просто списывать у Николая.
– Сначала я сама этого боялась, – говорит учительница, – но, зная того и другого, все-таки рискнула, А потом убедилась, что не зря: Николай и Виктор стали друзьями, а Виктор подтянулся по русскому языку.

– Я убедилась, что формальное прикрепление «слабых» к «сильным» в редких случаях дает положительные результаты, – говорит классная руководительница одной из школ г. Уральска. С целью ликвидации пробелов в знаниях некоторых учащихся она организует коллективные занятия, но не те обычные дополнительные занятия, которые учителя проводят с отстающими. На ее занятия приходят и «сильные», и «слабые». Сначала ребята занимаются под непосредственным руководством учительницы. Спустя некоторое время они начинают заниматься сами, хотя контроль со стороны классной руководительницы по-прежнему сохраняется. Дети задают друг другу вопросы, решают у доски задачи, выполняют упражнения по русскому языку и т. д. Нередко «сильные» и «слабые» сами «находят» друг друга. Иногда эти пары перестают посещать коллективные занятия, и классный руководитель, видя, что ребята могут помогать друг другу дома, не возражает против этого.

– Подобного рода занятия, – говорит учительница, – заметно улучшают знания учащихся и способствуют сплочению коллектива.

Но не всегда, к сожалению, бывает так. За исходное берут иногда лишь факт наличия отстающих: раз они есть, к ним надо «прикрепить» успевающих, «сильных». Порой это, быть может, вредно тому и другому, но тем не менее их «прикрепляют» друг к другу. Само слово «прикрепить» звучит как-то нелепо: взаимопомощь в детском коллективе навязывается, а иногда внедряется в приказном порядке.

...В кабинет директора заходит мать семиклассницы: – Прикрепите, пожалуйста, кого-нибудь к моей девочке, – а то у нее опять по русскому плохо.
– Неужели она сама не может обратиться к какой-нибудь подружке ?– удивляется директор.
– Она обращалась, но никто не хочет. А в прошлые годы товарищи помогали...
Оказывается, девочка уже не первый год училась с помощью «прикрепленных», благодаря этому переходила из класса в класс. Хорошо, конечно, что «прикрепленные» добросовестно помогали, но плохо, что теперь им, очевидно, надоела эта роль. Девочка оказалась без друзей, которые искренне хотели бы ей помочь! Это, конечно, следствие того, что организация взаимопомощи в классе сводилась к формальному прикреплению. Ведь важно было не просто «вытягивать» слабую ученицу, надо было заставить ее поверить в себя, в свои силы, в то, что она может успевать и без чьей-либо помощи. Добиться этого самим ребятам порой бывает очень трудно, а иногда и невозможно, если нет эффективного руководства со стороны учителя.

Таким образом, нужно не 'только «прикреплять», сколько создавать такие условия, такие ситуации, в которых взаимопомощь возникла бы сама собой как естественная потребность. Что касается «прикрепления», то его можно признать в какой-то степени правомерным лишь в том случае, когда оно осуществляется по инициативе самих ребят. Если такой инициативы нет – задача классного руководителя совместно с учителями вызвать ее.

Вот характерный разговор между двумя четвероклассницами:

– Таня, помоги мне по арифметике.

– Сама решай.

– Тебя же прикрепили ко мне.

– Ну и что, все равно не буду!

На первый взгляд это выглядит смешно и невинно, но эпизодические случаи подобной «распри» перерастают нередко в разобщенность и неприязнь. В старших классах можно наблюдать конфликты и посерьезнее.

С целью организации взаимопомощи классный руководитель должен провести ряд мероприятий и обязательно беседу о дружбе, подчеркивая, что дружба в пионерском отряде (комсомольской группе) оценивается по тому, как оказывается помощь друг другу. Мы внимательно присматривались к взаимоотношениям детей, стараясь определить, кого с кем сблизить, а кого, быть может, и разобщить. Так, например, в одном классе Саша Р. и Леня Щ. вместе уходили с уроков, вместе нарушали дисциплину и т. д. Тот и другой были неуспевающими. С самого начала работы с классом мы старались разобщить друзей, давали им такие поручения, при выполнении которых они чаще общались с другими учащимися. Саша Р., например, был введен в состав группы, которая отвечала за поделку объемного макета московского Кремля. Макет готовился в подарок школе. Старшим группы был Валерий Д. – хороший ученик, волевой мальчик. Макет делали в течение трех месяцев. За это время Валерий и Саша стали друзьями. Дружба с Валерием не только помогла Саше стать успевающим, но и положительно повлияла на его поведение.

Многолетние наблюдения убеждают в том, что организация взаимопомощи в учебе – это прежде всего поиск возможности педагогически целесообразного сближения отдельных учащихся.

Учение – основной труд ребят. Правильно сложившиеся взаимоотношения между ними в этом труде способствуют возникновению настоящей дружбы, той дружбы, при которой рождается искреннее стремление помогать друг другу овладевать знаниями.

Сейчас в школах взаимопомощь среди учащихся организуется лишь в рамках класса, хотя существует реальная возможность повысить успеваемость младших школьников, привлекая к занятиям с ними старшеклассников, которые вполне могут с этим справиться. Возможностей для педагогически правильной организации помощи в учебной деятельности младшим учащимся старшими немало. Одна из таких возможностей – использование различных видов внеклассной работы. В школах работают кружки самодеятельности, спортивные секции, технические, предметные кружки и т. д. В них занимаются дети разных возрастов. И порой бывает так: девятиклассница и семиклассница несколько лет занимаются в хоровом кружке, на школьных концертах не раз выступали вместе, но старшая из подружек – сильная ученица по математике – и не подозревает, что у младшей слабенькая тройка по этому предмету, а руководителю кружка и учителям в голову не пришло посоветовать девочкам распространить дружбу и на учение.

Классному руководителю необходимо поддерживать контакт с руководителями кружков, использовать кружковую работу в интересах воспитания детей.

Было немало случаев, когда приходилось прямо обращаться к старшеклассникам с просьбой помочь в учебе кому-либо из учеников младшего класса. Старшеклассников не обязывали, а именно просили, обращаясь к ним, как к взрослым. Как правило, они всегда охотно откликались на такие просьбы.

Говоря об организации помощи младшим школьникам старшими, нельзя не сказать об одном, на наш взгляд, парадоксальном явлении. В педагогической литературе немало написано о роли и значении связи между учащимися в масштабе общешкольного коллектива. Но на практике, как правило, эта связь оказывается очень слабой. Учащиеся старших классов зачастую не знают, чем и как живут младшие и средние классы, а младшее и среднее поколения школы, в свою очередь, не ведают о делах и помыслах своих старших товарищей. В нескольких городских и сельских школах мы обращались ко многим пятиклассникам и шестиклассникам с вопросами: «В каких районных, городских соревнованиях выступали старшеклассники, чем закончились выступления?», «Кто секретарь комитета комсомола школы?», «Кого из участников самодеятельности старших классов вы знаете?». Ни на один из наших вопросов ни пятиклассники, ни шестиклассники не могли ответить. Все это потому, что старшеклассники в этих школах – редкие гости младших классов. Поэтому и отсутствует необходимая, полезная связь между старшими и младшими школьниками.

Нетрудно представить, каким могучим средством обучения и воспитания может стать такая связь, если она приведена в стройную, педагогически осмысленную систему.








Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:17:13 MSK
Google