Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







4. О плане воспитательной работы


Директор одной из школ города Петропавловска в беседе о работе классных руководителей рассказал:

– В нашей школе есть классная руководительница, которая очень много внимания уделяет работе с классом. Ее план воспитательной работы насыщен интересными мероприятиями. Но получается парадоксальная вещь: работы много, а толку мало. Больше того, в этом классе дела обстоят хуже, чем в параллельных, где классные руководители работают менее активно.

В чем же дело? Оказывается, классная руководительница допускала один немаловажный просчет. Ее план работы хотя и был насыщен различными мероприятиями, но в большинстве случаев учащиеся оставались пассивными созерцателями того, что делалось. В выполнении запланированных мероприятий (в их подготовке и проведении) принимали участие одни и те же учащиеся. В плане воспитательной работы не была отражена индивидуальная работа с учащимися. Так, например, в плане значилось: посетить квартиры неуспевающих или нарушающих дисциплину учащихся. В графе «срок исполнения» указывалось: «по мере необходимости». Иначе говоря, планирование индивидуальной «работы мыслилось классным руководителем не как проект развития личности каждого ученика, не как предупреждение появления отрицательного отношения к труду, плохого поведения, а как реакция на это, то есть индивидуальная работа с учеником проводилась после совершенного им проступка.

Недостаточное или малоэффективное, с педагогической точки зрения, отражение индивидуальных особенностей учащихся, обусловливающее специфику работы с классом, встречается во многих планах воспитательной работы.

В большинстве случаев не планируется и работа, связанная с различными внешкольными учреждениями, что не соответствует задаче укрепления связи обучения и воспитания с жизнью.

По-видимому, наиболее целесообразно в плане воспитательной работы выделять четыре раздела:

1. Работа с учащимися.
2. Работа с учителями.
3. Работа с родителями.
4. Работа, связанная с внешкольными учреждениями.

Эти четыре раздела должны содержать в себе идейно-политическое, трудовое воспитание учащихся, культурно-массовую работу с ними, атеистическое воспитание, формирование эстетических чувств и т. д.

В план воспитательной работы целесообразно ввести графу, в которой бы отражалась индивидуальная работа с учащимися. Разумеется, распределять обязанности среди учащихся надо не случайно, а с учетом их индивидуальных способностей.

Особенно ценными являются длительные, «сквозные» мероприятия. Так, например, шестиклассники одной из школ г. Алма-Аты в течение года готовились к летнему путешествию по родному краю: изучали соответствующую литературу, переписывались с пионерами и комсомольцами тех мест, которые собирались посетить, совершали небольшие туристические походы.

Ценность длительных мероприятий состоит в том, что они сплачивают коллектив, дают возможность детям лучше узнать друг друга. Да и классному руководителю открывается больше возможностей изучить ребят и эффективнее влиять на формирование их моральных качеств.

В своей повседневной работе со школьниками классному руководителю необходимо опираться на пионерскую организацию. Не правы те классные руководители, которые полагают, что пионерский отряд должен работать по плану, составленному только самими ребятами. Не совсем правы и те классные руководители, которые считают, что пионерам нужно только помогать планировать свою работу. План жизни и деятельности пионерского класса должен быть результатом совместных усилий, совместных размышлений детей и классного руководителя при ведущей роли последнего. Всё это относится н к комсомольским классам.

Планируя свою работу, классный руководитель учитывает индивидуальные особенности учащихся, намечает соответствующие мероприятия, приблизительно распределяет задания среди детей. Набросок плана обсуждается и уточняется с активом класса, а затем утверждается на первом в учебном году пионерском сборе. Многие виды деятельности, включенные в план, задумывает классный руководитель. А. С. Макаренко подчеркивал, что на первой стадии развития коллектива решающую роль играет требование воспитателя. Это не противоречит идее развития самостоятельности и самодеятельности учащихся, так как данные качества развиваются во время творческого выполнения того, что рекомендовано классным руководителем, а кроме того интересное содержание плана является образцом для ребят, они учатся на этом и, как убеждались мы не раз, впоследствии при составлении плана проявляют большую активность и изобретательность.

Так, например, Витя М. был в числе «трудных». Мальчику было свойственно ярко выраженное стремление к лидерству, ему всегда льстило, когда его назначали старшим, оказывали доверие. Он пользовался в классе ложной славой, вызванной всевозможными проделками на уроках и во внеурочное время. Чтобы приобщить подростка к жизни коллектива, к общественно полезному труду, на первых порах пришлось идти по линии удовлетворения его стремления к лидерству. В течение четверти он был старшим группы, строящей модель самолета, старшим группы, которая готовит маршрут прогулки на природу, ответственным за приготовление фотомонтажа, ответственным за оформление альбома «Жизнь и творчество нашего класса». От имени класса Витя вручал подарок школе к годовщине Великого Октября – модель самолета.
В пяти случаях в течение четверти мальчику отводилась роль организатора, роль старшего. И это оказало положительное влияние на него – Витя втянулся в жизнь коллектива.

Таким образом, планируя работу с классом, надо стремиться к тому, чтобы решение воспитательных задач осуществлялось с помощью коллективной деятельности, охватывающей всех, дающей удовлетворение и радость каждому.

Следует отметить, что, составив план и работая по нему, необходимо продолжать тщательное наблюдение за учащимися, добавлять какие-то новые штрихи, замеченные в их поведении и характерах, в рабочую тетрадь, пользоваться ею повседневно и в особенности при составлении очередного плана воспитательной работы. В тетради на каждого ученика неплохо отвести несколько страниц, чтобы время от времени записывать свои заметки, соображения относительно воздействия на него. Рабочая тетрадь помогает определять или уточнять характер этого воздействия, педагогически правильно распределять задания среди учащихся. Суммируя записи в рабочей тетради за какой-то период времени, классный руководитель должен вносить изменения в план воспитательной работы, менять тактику воздействия на некоторых учащихся, быть может, заменять одно мероприятие другим и т. д.

Таким образом, подобные записи помогают действовать более точно и своевременно как при организации и проведении коллективных мероприятий, так и в индивидуальной работе с учащимися.









Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:03:59 MSK
Google