Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







11. Организация кружковой работы


Одна из важных обязанностей классного руководителя состоит в том, чтобы помочь учащимся своего класса правильно выбрать тот или иной вид кружковых занятий. Нередко случается, что ученик ошибочно записывается в кружок и, разочаровавшись, перестает в нем заниматься. Бывает и так, что учащийся, обладая заметными способностями в определенной области, не участвует в работе соответствующего кружка. Можно встретиться и с такими фактами, когда ученик записывается сразу в несколько кружков и, как правило, нигде не добивается успеха. Некоторые же ребята не хотят заниматься ни в одном из существующих в школе кружков, а свободное время тратят на бесполезные занятия.

Нет необходимости доказывать, сколь велико значение занятий учащихся в предметных кружках, в кружках самодеятельности и др. Кружковая работа является действенным фактором формирования профессиональных интересов учащихся. Вот почему лучшие классные руководители считают своим долгом оказывать помощь учащимся в выборе видов кружковых занятий, не пускают на самотек это важное дело.

Однако встречаются еще классные руководители, которые не знают, как правильно организовать кружковую работу. А кое-кто просто не придает должного значения этому.

Так, например, классный руководитель 5-го класса одной из школ в план по воспитательной работе включил пункт: «Добиться участия всех детей в кружках внеклассной работы к 15 сентября». На вопрос о том, как он думает этот пункт выполнить, классный руководитель ответил: «Я объявил учащимся, чтобы они записывались в кружки, время от времени напоминаю нм об этом».

15 сентября выяснилось, что большинство ребят из этого класса в кружки не записались. Вместе с классным руководителем мы попытались выявить причины. Вот некоторые ответы учеников:
Коля Р.: «Я не знаю, какой кружок лучше».
Рая П.: «Я хотела записаться в юннатский кружок, но туда никто не записывает».
Витя Д.: «Я еще не придумал, куда записаться».
Миша Н.: «Я хотел записаться в географический, а мне сказали, что там неинтересно».
Славик Г.: «Неохота».
Из этих ответов ребят можно сделать вывод о том, что с ними не было проведено необходимой предварительной работы.
Иначе поступает другой классный руководитель. В начале учебного года он сообщает ребятам, какие кружки будут работать в школе, предлагает продумать и выбрать для себя тот или иной. Он выясняет наклонности ребят, беседует с ними, с учителями. После этого проводит в классе беседу: «В какой кружок записаться». На беседу приглашаются руководители кружков. Каждый из них знакомит ребят с работой своего кружка. Иногда это делает не руководитель, а староста кружка или кто-нибудь из его наиболее активных членов. После того как у ребят составится представление о работе кружков, они делают осознанный выбор. В некоторых случаях классный руководитель сам может порекомендовать ученику записаться в кружок, соответствующий его способностям.

Автору этих строк довелось «быть свидетелем одного поучительного случая, произошедшего в одной из алма-атинских школ. Учитель истории после двух недель учебного года объявил в классах, где вел уроки, о первом занятии исторического кружка (до этого он на уроках познакомил ребят с планом работы этого кружка). Учитель сумел заинтересовать ребят, и в объявленное время на занятие кружка пришло столько учеников, что их трудно было поместить в одном классе.

На другой день классная руководительница 6-го класса сказала учителю истории, что из-за исторического кружка в ее классе не состоялась намеченная по плану беседа. Между ними произошел спор. Учитель истории утверждал, что такая «массовость» объясняется склонностью большого количества ребят заниматься историей. Классная руководительница же объясняла это тем, что в школе еще не начали работать другие кружки и не была проведена соответствующая работа по привлечению детей в эти кружки.

Спор этот разрешило время: через месяц в историческом кружке, работа которого, кстати, была организована очень интересно, осталось 27 человек. Остальные ребята занимались в других кружках, которые они, в конце концов, избрали в соответствии со своими склонностями.

Аналогичные факты в школах встречаются нередко. Иногда бывает так, что учитель создает кружок без ведома классных руководителей, а те не могут определить, правилен ли выбор, сделанный ребятами, или, что еще хуже, не знают вообще, в каких кружках ученики занимаются.

На основе передового опыта школ, лучших классных руководителей можно дать ряд методических рекомендации. Прежде всего, сообщать учащимся, какие кружки будут в школе, должен классный руководитель. Это следует делать в первые недели учебного года, чтобы дать учащимся время подумать. Затем необходимо учесть интересы, способности и склонности ребят. С этой целью необходимо побеседовать не только с ними, но и с учителями и родителями. Последним этапом предварительной работы по вовлечению учащихся в кружковую работу можно считать беседу, во время которой у ребят должно сложиться более или менее полное представление о том или ином кружке. Лишь после этого можно приступить к записи в кружки. Записывать можно поручить старосте класса или другому активисту:

Общий список членов кружка должен составляться не на первом занятии, как это часто практикуется, а заранее, на основе списков, поданных от классов. В дальнейшем классный руководитель должен следить за тем, как занимаются в кружках учащиеся его класса.








Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:21:12 MSK
Google