Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

Автореферат кандидатской диссертации







Предупреждение и преодоление фактов отрицательного отношения к труду у подростков


Назаров: Предупреждение и преодоление фактов отрицательного отношения к труду у подростков
Важнейший документ нашей эпохи – Программа КПСС, а также принятый в 1958 году «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в стране» поставили перед советской школой много важных и неотложных задач по трудовому воспитанию школьников. В их решении достигнуты значительные успехи. Труд, как главное средство воспитания, входит в жизнь и деятельность школ.

Однако нельзя считать, что все вопросы трудового воспитания решены в достаточной степени. К числу менее решенных следует отнести проблему предупреждения и преодоления фактов отрицательного отношения к труду у подростков. Она стоит перед многими педагогами школ. Ее решение в школе зависит от постановки всей учебно-воспитательной работы, от уровня мастерства учителей, от слаженности в работе педагогического коллектива. Однако известно, что с недисциплинированными, уклоняющимися от труда подростками больше других работает классный руководитель. Именно ему приходится решать целый ряд сложных задач по организации педагогически целесообразной деятельности коллектива подростков, объединять усилия учителей, работающих в классе и родителей для достижения поставленных целей, работать с различными внешкольными учреждениями и многое другое.

Проблема классного руководства довольно широко освещена в педагогической литературе. Авторы многих статей рассказывают о попытках исправления нерадивых учащихся. Но вместо анализа системы педагогических воздействий часто речь идет лишь об отдельных частных случаях. Практически это мало что дает воспитателю. Нет исследований, которые были бы специально посвящены работе классного руководителя с педагогически запущенными подростками.

Ценные рекомендации содержатся в работах И. Ф. Свадковского, А. М. Гельмонта, Л. С. Славиной и др.

И. Ф. Свадковский1 выделяет такие стимулы улучшения отношения к труду, как успех в труде, общественное признание и поощрение. В работе Л. С. Славиной2 отмечается одна из существенных помех на пути исправления отношения к учению у некоторых школьников – особого рода невосприимчивость или «смысловой барьер», который образуется в ответ на требования, многократно предъявляемые только в словесной форме. Автор дает рекомендации по преодолению данной невосприимчивости. А. М. Гельмонт3 подчеркивает мысль о том, что в процессе борьбы с отставанием в учебе, кроме дидактических приемов, необходимо использовать внеклассные, внеурочные мероприятия.


1 И. Ф. Свадковский. О воспитании трудолюбия у детей. Учпедгиз, М., 1959.

2Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. Издательство АПН РСФСР, М., 1958 г.

3А. М. Гельмонт. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. Издательство АПН РСФСР, М., 1959 г.

Названные авторы не ставили цель разработать методические рекомендации, которые бы адресовались непосредственно к классным руководителям, а потому последние не найдут в них ответа на многие вопросы, связанные с устранением нередко встречающейся в школах пассивности в труде и учении у некоторых подростков.

Какой должна быть индивидуальная работа с нерадивыми школьниками, каковы те закономерности, от которых зависит успех в работе по исправлению личности в коллективе, сколько времени необходимо для преодоления фактов отрицательного отношения к труду у подростков, какие особенности характерны для процесса исправления нерадивого школьника, как активизировать и педагогически направлять самовоспитание детей, какой должна быть личная подготовка воспитателя к проведению того или иного мероприятия, что необходимо для проведения убедительной этической беседы, от чего зависит искусство общения с детьми, как сделать конкретным план воспитательной работы, как включить в него мероприятия, которые способствовали бы формированию желаемого отношения к труду у подростков – эти и другие вопросы продолжают волновать классных руководителей. Исходя из них, мы и избрали тему нашего исследования.

Его задачи в общем виде сформулированы следующим образом:

1. Изучить состояние работы классных руководителей по преодолению фактов отрицательного отношения к труду у подростков. Установить ее типичные недостатки, мешающие достижению необходимых результатов.

2. Установить причины отрицательного отношения к труду у подростков.

3. Наметить некоторые пути его предупреждения и устранения.

Для решения поставленной задачи мы избрали учащихся пятого класса. С переходом детей из начальных классов в средние имеют место серьезные изменения как внешних, так внутренних условий их развития. Известно, что именно в этом возрасте часто в поведении детей проявляются противоречивые черты. Поэтому в пятом классе чаще, чем в других встречаются нерадивые учащиеся и именно здесь наиболее остро перед педагогами стоит вопрос об их исправлении.

Методика нашего исследования была следующей.

Мы изучили соответствующую школьную документацию среди которой особое значение придавали планам воспитательной работы. Всего было изучено 700 планов классных руководителей. При этом ставилась цель выяснить как учитывается при планировании индивидуальная и коллективная работа по преодолению фактов проявления пассивности в труде и учении.

Нами проводились беседы с классными руководителями, директорами и заведующими учебной частью школ, учителями и родителями. В них мы стремились выяснить, как педагоги и родители понимают свою роль в процессе формирования у учащихся положительного и устранения фактов отрицательного отношения к труду, какими средствами пользуются при достижении поставленных целей, каковы условия формирования личности подростка в семье; каково состояние и какова эффективность контроля воспитательной работы в школе; в чем выражаются недостатки в работе классных руководителей по преодолению фактов отрицательного отношения к труду у подростков.

Сведения об учащихся, полученные в беседах с педагогами, уточнялись во время бесед с родителями и наоборот.

В беседах с учащимися ставилась цель выяснить внутренние позиции подростков по отношению к труду, причины обусловившие индивидуальные особенности отношения к труду. Беседы проводились не только с теми детьми, которые непосредственно изучались, но с их сверстниками, от которых предполагалось получить дополнительные сведения, остающиеся нередко неизвестными учителям и родителям. Беседы проводились неоднократно на протяжения всего исследования по специально составленным вопросникам.

В процессе исследования мы пользовались методом наблюдения.

Нами было посещено 311 мероприятий, проводимых классными руководителями с детьми 17 городских и 9 сельских школ. В процессе наблюдения мы изучали педагогическое обоснование воспитательного мероприятия, методический уровень его подготовки и проведения, характер роли или задания у изучаемых нами подростков, личную роль воспитателя в нем.

Наблюдения за подростками велись не только в процессе деятельности, направляемой учителем или классным руководителем, но и тогда, когда они не подозревали о присутствии воспитателя. Такое наблюдение дополняло ранее полученные сведения и кроме того являлось проверкой их точности.

В процессе исследования мы выступали в роли штатного классного руководителя, а затем директора школы. Это дало нам возможность не только изучить особенности отношения подростков к труду, но и осуществить активный перевоспитывающий эксперимент. Он проводился в двух, тесно связанных между собой направлениях:

1. Организация коллективной деятельности класса, способствующей устранению отрицательного отношения к труду.

2. Индивидуальная работа с подростками, у которых оно проявлялось.

Считая, что формирование положительного отношения к труду – это длительный процесс вообще, а у учащихся с уже имеющимся отрицательным отношением в особенности, мы намечали для исследования срок в 3 года – с начала обучения в пятом классе до конца обучения в седьмом. Итоги нашей работы мы условно подводили к моменту окончания подростками седьмого класса, считая, что формирование положительного отношения к труду должно продолжаться и на последующих ступенях развития и воспитания личности.

Исследование состояло из трехкратного эксперимента и длилось в общей сложности 9 лет. Нами было изучено 376 учащихся городской и 111 – сельской школы. Непосредственная работа по устранению отрицательного отношения к труду проводилась с 26 учащимися, которые представляли наибольший интерес с точки зрения поставленных в исследовании задач. (В первый раз – 9, во второй –7, в третий – 10 подростков).

Исследование велось в школах г. Алма-Аты №№42, 39, 7; г. Петропавловска №№3, 6, 14; г. Уральска №№ 1, 9; в Семипольской сельской школе Северо-Казахстанской области.

К концу второго эксперимента определилась, а в ходе третьего была проверена следующая рабочая гипотеза.

Для преодоления отрицательного отношения к труду у подростков не следует вставать на путь изолированной, оторванной от коллектива работы с ними. Необходимо с самого начала так организовать жизнь коллектива, чтобы подростки оказались в объективно новых условиях. Еще А. Ф. Лазурский1 отмечал, что с изменением условий развития ребенок изменяется до неузнаваемости, а И. П. Павлов указывал, что в высшей нервной деятельности «ничто не остается неподвижным, неподатливым, все всегда может быть достигнутым, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».2

Для создания объективно новых условий необходима определенная рассчитанная система коллективных мероприятий, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям подростков, их способностям и склонностям, их интересу ко всему яркому, сильному, как указывает А. М. Горький. Эта система должна сделать жизнь класса такой, чтобы наибольшее удовлетворение своих ребячьих потребностей учащиеся находили не где-то вне коллектива, вне школы, а в своем коллективе, в его увлекательных делах, в его повседневной жизни. Работая с подростками, нельзя допускать преобладания словесных, камерных мероприятий. Их коллективная деятельность должна складываться из конкретных дел, таких, как моделирование, спортивные соревнования, игры, общественно полезный труд, прогулки, походы и путешествия по родному краю, встречи с представителями общественности и т. п. Однако необходимо отметить, что интерес подростков к деятельности зависит не только от того, что проводится, но и оттого, как проводится. Поэтому интересные мероприятия нужно не столько искать, сколько делать их, творчески находить правильные методические решения. Когда жизнь класса наполняется интересными ребячьими делами, то к ней, как правило, тянутся все учащиеся класса, в том числе и недисциплинированные и отстающие, отрицательно относящиеся к труду, и тогда появляется возможность эффективно воздействовать на них.


1А. Ф. Лазурский Изучение личности, СПБ, 1922 г.

2И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Том. III. М, 1949 г., стр. 454.

Условия развития подростка складываются из множества компонентов. К ним относятся и семья, и школа, и класс, и уроки, и различные внеклассные мероприятия, играют большую роль также возрастные и индивидуальные особенности самого ученика и многое другое.

Если в классе имеются подростки с отрицательным отношением к труду, это значит, что условия, в которых они находятся в данный момент, таят в себе причины такого отношения, что не найден ключ, при помощи которого можно открыть доступ к психике подростка с целью желаемого воздействия на нее. А раз такого ключа нет, то подросток, как правило, глух ко всему, что должно положительно влиять на его развитие, он оказывается личностью, по определению А. С. Макаренко, «выпадающей из коллектива». Что делать с такой личностью? Прежде всего подростка нужно поставить в новые условия, которые вызвали бы у него мысли и чувства, положительно влияющие на его отношение к школьной и внешкольной трудовой деятельности. Но при этом необходимо хотя бы предположительно определить, какие мысли и какие чувства могут стать субъективным стимулом к его направлению. Такое определение или предположение можно сделать, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей подростка.

В одном случае классный руководитель может предположить, что на подростка положительно повлияет коллективное осуждение за безответственное отношение к порученному делу и вызванное этим осуждением сознание и переживание своей вины. В другом случае стимулом к направлению может стать чувство радости, вызванное всеобщим одобрением в коллективе и т. д.

Неудачи некоторых воспитателей обуславливаются именно тем, что они не умеют заранее предвидеть тех мыслей и чувств, которые могут возникнуть у подростка в результате организуемого на него воздействия. Бывает и так, что классный руководитель предполагает, какие переживания подростка могут оказать положительное влияние на его формирующуюся личность, но не умеют этих переживаний вызвать.

Приступая к работе с классом, мы предположили следующее: если по нашим наблюдениям лучшим стимулом для исправления какого-либо подростка может быть пережитое им одобрение в коллективе, то этого подростка необходимо вовлечь в один из видов коллективной деятельности и обязательно помочь ему добиться успеха. Это, во-первых, должно изменить оценку его трудовых возможностей, со стороны его самого, всех членов коллектива, а также со стороны учителей и родителей; а во-вторых, из неоднократно переживаемого одобрения со стороны окружающих, из появившейся веры в свои силы, из приятного чувства, вызываемого сознанием авторитета и уважения в коллективе у подростка возникнет новое отношение к нему. Иными словами, должно измениться его положение в коллективе, а это означает изменение условий его развития. Отношения подростка с товарищами, учителями, родителями, с классным руководителем приобретают в таком случае новую форму, новое содержание. Вместо прежних антиколлективистских замашек появятся ростки настоящей, возникшей в процессе полезной коллективной деятельности дружбы, вместо неприязни – признаки уважительного отношения к учителям и т. д.

Теперь и слово учителя, и проводимое в классе мероприятие, и обязанности, возлагаемые на подростка, и многое другое обретает для него иной смысл, получает новую окраску. Вое эти явления не могут возникнуть и существовать безотносительно к учебному труду и поведению на уроках, к прилежанию при выполнении домашних заданий. Если же на основании изучения подростка можно было предположить, что положительно влияющим фактором на его отношение к труду могут быть эмоции и чувства, вызванные сознанием вины перед коллективом, мы решали прибегнуть к осуждению такого подростка в коллективе.

Но снова возникает вопрос, каким образом обусловить успех в коллективе подростку с отрицательным отношением к труду, как сделать, чтобы он взялся за выполнение порученного ему дела и довел его до успешного конца, чтобы и он сам и коллектив поверил в истинность этого успеха? Или как добиться, чтобы весь класс действительно заговорил искренне, горячо осуждая нерадивого ученика, если в этом есть необходимость. Это можно сделать только путем педагогически и психологически оправданного использования индивидуальных особенностей подростков, работая с ними в коллективе.

В одном случае, организуя коллективные мероприятия, сначала можно пойти по линии удовлетворения какого-либо заметно выраженного стремления подростка, в другом – начать с таких заданий, невыполнение которых обязательно вызовет яркое искреннее осуждение со стороны всех членов коллектива, так или иначе заденет интересы большинства учащихся класса. В том и другом случае подростка необходимо привести к ощутимому им самим результату. Это нужно сделать не раз и не два, а столько, чтобы он в какой-то степени привык к чувству полезности, чувству заслуженного одобрения в коллективе. А чувство, возникшее и ставшее стойким в ряде внеурочных дел, можно рассматривать как важную предпосылку для устранения отрицательного отношения ко всем видам учебного и неучебного труда.

Данной гипотезой мы и руководствовались в своей работе. Нам удалось у всех подростков, с которыми проводился эксперимент, устранить факты отрицательного отношения к труду, они успешно закончили школу. Однако изменение отношения к труду происходило не у всех подростков одинаково. Оно характеризовалось ярко выраженными особенностями, которые были обусловлены историей их развития. Эти особенности обусловили в свою очередь и индивидуальный подход, различные по форме и содержанию способы воздействия на подростков, способы вовлечения их в коллективную деятельность.

Вместе с тем в процессе психологического анализа выявились и черты сходства между изучаемыми подростками. Всем им были присущи выявленные вами признаки отрицательного отношения к труду, они так или иначе стояли вне детского коллектива, не думали, не заботились о его чести. Большинство из них собиралось оставить школу, недоучившись.

Не преследуя цели типизировать отношение к труду у подростков, мы условно выделили четыре его разновидности, с которыми встретились в процессе исследования. К первой мы отнесли учащихся, у которых проявлялось отрицательное отношение как к умственному, так и к физическому труду. Вторая разновидность включала подростков с отрицательным отношением, главным образом, к умственному, третья – к физическому труду. К четвертой были отнесены подростки, у которых имелись объективные признаки положительного отношения к труду, но оно определялось в основном личными интересами, труд, не приобрел в их сознании общественной значимости, у них не было чувства долга, широких общественных мотивов деятельности.

Выделение нами этих четырех категорий предполагает наличие многих вариаций среди учащихся, у которых проявляются признаки отрицательного отношения к труду. У одних этих признаков больше, у других меньше, в одном случае отрицательное отношение к труду проявляется более отчетливо, в другом – слабее и к меньшему количеству видов труда. Однако каждую из вариаций можно отнести к одной из названных нами разновидностей.

С целью проверки данного утверждения нами было взято на учет 687 подростков школ г. Уральска и Уральской области с ярко выраженным отрицательным отношением к труду. Все они распределяются по отмеченным нами категориям.

Выделенные нами разновидности различались по степени затруднений, которые встретились в процессе преодоления у них отрицательного отношения к труду. Наибольшие трудности встретились в работе с подростками первой разновидности. Это объясняется тем, что в работе с ними на первых порах представляется сложным найти то звено, те особенности психики, отношения к труду, на которые можно было бы опереться в процессе педагогического воздействия.

В работе с подростками второй и третьей разновидности мы встретили меньше затруднений. Это объясняется наличием у них признаков положительного отношения к труду (у второй разновидности к физическому, у третьей – к умственному). Но как мы убедились, вторая и третья разновидности не одинаковы между собой по степени затруднений, встречающихся при формировании у них положительного отношения к труду. Значительно больше трудностей встретилось в работе с подростками второй разновидности, чем третьей.

Несколько легче удалось преодолеть отрицательное отношение к труду у представителей четвертой разновидности. Это обусловлено наличием у них объективно положительных признаков отношения к умственному и физическому труду. В работе с ними задача сводится, главным образом, к воспитанию у них чувства долга, общественной мотивации всех видов трудовой деятельности.

***

Диссертация состоит из введения и четырех глав.

Первая глава посвящена анализу состояния работы классных руководителей, установлению причин, мешающих достижению успеха в работе по преодолению фактов отрицательного отношения к труду у подростков. Анализ состояния работы классного руководителя осуществлялся как анализ его работы в целом, ибо от всех его действий зависит в той или иной степени отношение подростка к труду. В главе сделана попытка дать ответы на следующие вопросы:

1. Каково состояние изучения учащихся.

2. Как планируется работа с классом.

3. Каков методический уровень проводимых мероприятий.

Мы выделили эти три вопроса, так как они охватывают весь круг педагогической деятельности классного руководителя.

По каждому из выделенных разделов отмечены следующие недостатки, встречающиеся в работе классных руководителей:

1. Поверхностность изучения подростков, отсутствие глубокого психологического анализа причин неудовлетворительного отношения к труду, неточность оценки фактов его проявления; незнание существенных признаков положительного и отрицательного отношения к труду; однообразие методов изучения учащихся; отсутствие систематического учета сведений об учащихся.

2. Недостаточная конкретность, перегруженность планов искусственно выделяемыми разделами, перечнем общеизвестных и повседневных обязанностей; неумение планировать индивидуальные воздействия на подростков; отсутствие должной логической связи между намеченными мероприятиями; преобладание словесно-вербальных мероприятий; полное отсутствие в планах работы с внешкольными учреждениями.

3. Неумение создавать яркую перспективу; поверхностный подход к методическим решениям при организации и проведении мероприятий, недооценка их педагогической значимости; нечеткость идеи, расплывчатость цели проводимых мероприятий; неумение активизировать и педагогически направлять самовоспитание подростков; эпизодичность, бессистемность в работе с родителями и учителями, ошибочность в понимании своей роли, в выборе позиции по отношению к тем и другим; недооценка личной подготовки классного руководителя к проведению воспитательных мероприятий; недостаточность мастерства, необходимого для проведения этических бесед; отсутствие единства, ничем не оправданный разнобой в работе классных руководителей; недостаточный контроль за воспитательской работой в классах по предупреждению и преодолению фактов отрицательного отношения к труду у подростков.

Во второй главе раскрываются основные черты системы работы с классом, в процессе которой преодолевались факты отрицательного отношения к труду у подростков. Глава состоит также из трех основных разделов: изучение учащихся, планирование воспитательной работы и методика проводимых мероприятий. По каждому разделу сделана попытка с учетом опыта работы многих классных руководителей, а также своего собственного опыта показать систему работы с классом по организации коллективной деятельности, способствующей предупреждению и преодолению отрицательного отношения к труду у подростков. В главе показано значение таких факторов, как:

1. Умение увидеть в психике подростка наиболее важные особенности с точки зрения педагогических воздействий на него; знание существенных признаков, характеризующих отношение к труду; разнообразие методов изучения подростков, систематический учет сведений о них.

2. Конкретность, ясность идеи и цели запланированных мероприятий, логическая связь между ними, подчинение их главной задаче, – формированию положительного отношения к труду; умение планировать индивидуальную работу с подростками, реализовать идею проектирования положительных качеств личности подростка; подход к индивидуальной работе с подростками как к главному условию создания дружного, работоспособного детского коллектива.

3. Умение с самого начала работы с классом создавать, а затем систематически поддерживать яркую перспективу; обладание мастерством построения этических бесед и организации конкретных интересных для ребят дел после каждой из них; наличие навыков по активизации самовоспитания подростков; тщательная подготовка классного руководителя к проведению каждого мероприятия, четкое определение своей личной роли в нем; непрерывное совершенствование искусства общения с детьми; единство в работе классных руководителей, преодоление разнобоя во время воздействий на подростков, коллективные методические решения и действия в процессе воспитания у них интереса к труду и учению; систематический контроль, координация процесса изучения подростков, планирования и проведения воспитательских мероприятий по классам.

Третья глава посвящена индивидуальной работе с подростками по преодолению отрицательного отношения к труду. В данной главе дано описание пяти наиболее характерных случаев. Что же касается остальных, у которых также удалось устранить отрицательное отношение к труду, то они представляют лишь конкретные вариации того, что более ярко выступает в случаях, выбранных для описания.

В главе раскрывается процесс изучения подростков и включения их в коллективную деятельность, способы и приемы создания ситуаций, в которые они умышленно ставились классным руководителем. В каждом отдельном случае применялись воздействия, выбираемые с учетом индивидуальных особенностей, но во всех случаях достигалась одна и та же цель: у подростков появлялся интерес к коллективной внеклассной работе, изменялось их положение в классе, они старались стать успевающими. В создавшихся таким образом условиях к ним можно было предъявлять повышенные требования во всех видах школьной деятельности. Описание каждого случая дано по схеме: изучение подростка, организация педагогических воздействий на него в школе и дома, использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей, организация и активизация самовоспитания, изменение отношения к труду, выводы по результатам, полученным в работе с каждым подросткам.

Четвертая глава содержит анализ результатов, полученных в процессе работы по преодолению отрицательного отношения к труду, а также обоснование некоторых закономерностей, от которых зависит успех в этой работе.

К их числу мы отнесли такие, как объективно организуемая и непрерывная активная деятельность всего класса, предвидение реакции подростка на те или иные педагогические воздействия. психологически и педагогически обоснованная организация самовоспитания, наличие воздействия подростков друг на друга, согласованность действий классного руководителя, учителей и родителей в решении воспитательных задач. К числу важных условий успешной работы по преодолению отрицательного отношения к труду является подход к ней как к длительному процессу образования привычки трудиться. Эта складывающаяся привычка должна иметь постоянное, длительное, сильное эмоциональное подкрепление, главным образом положительного характера.

Решение вопроса о времени, необходимом на преодоление отрицательного отношения к труду у подростка, имеет принципиально важное значение. Если воспитатель рассматривает преодоление отрицательного отношения к труду, как длительный процесс, он будет стремиться к тому, чтобы быстрее обусловить появление ростков трудолюбия и путем организации соответствующей системы воздействия как- можно дольше их растить и укреплять. Такой подход к делу исключает отрицательное явление, когда некоторые классные руководители, не продумав системы воздействия на педагогически запущенного подростка, проработав с ним лишь 2–3 месяца, делают совершенно необоснованный вывод о том, что подросток неисправим, что на него ничего не действует.

На основе материалов диссертации нами сформулированы следующие положения.

1. В настоящее время в школах имеет место явление, когда проводимая в классах работа не вызывает желаемых изменений отношения к труду у нерадивых недисциплинированных подростков. Это обусловлено поверхностными знаниями их особенностей и, следовательно, отсутствием ясных, психологически и педагогически обоснованных программ воздействия на них Планирование и проведение воспитательной работы в таком случае неизбежно превращается в формальный акт, воспитатели идут не от учащихся к мероприятии, а наоборот: мероприятия намечаются и проводятся без расчета на формирование конкретных черт личности подростка. Данное обстоятельство порождает ряд недостатков в области методических решений, предпринимаемых с целью воздействий на подростков. Организуемые мероприятия из-за недостаточной педагогической обоснованности и целенаправленности носят нередко импровизированный, бессистемный характер.

2. Некоторые классные руководители не всегда еще обладают тем, что можно назвать педагогической тактикой. Данное понятие наиболее точно отражает ту часть педагогических способностей, которой должен владеть каждый классный руководитель. Ему приходится предвидеть и умышленно создавать педагогически целесообразные ситуации, принимать решение в создавшейся помимо его воли обстановке, уметь планировать получение соответствующих результатов в работе с детьми, схватывать и педагогически осмысливать различные факты проявления личности подростка и много другого, необходимого для того, чтобы находить наиболее удачные ответы на постоянные вопросы: что предпринять, как поступить.

В обязанности классного руководителя входит одновременная работа с учащимися, родителями, учителями, с различными представителями общественности. Слить все это воедино, добиться гармонического взаимодействия – сложная педагогическая задача. К ее решению некоторые классные руководители недостаточно подготовлены. Из-за этого им часто не удается добиться неразрывного единства организации коллективной деятельности подростков и индивидуального воздействия на каждого из них. Происходит нарушение важной закономерности; воздействие на отдельных подростков возможно лишь при наличии соответствующим образом организованной, коллективной работы всего класса, когда есть действительно увлекающая и сплачивающая ребят деятельность.

3. Проблему подготовки классных руководителей следует считать одной из самых актуальных. Необходимо усилить работу по вооружению будущих педагогов знаниями, умениями и навыками классного руководства.

В программы педагогических вузов целесообразно ввести курс по классному руководству, который бы включал в себя материал, отражающий лучший опыт работы классных руководителей.

4. Изучение учащихся не должно сводиться лишь к констатации внешних фактов. Его целью должен быть поиск конкретных признаков отношения к труду у подростков. Установив эти признаки, классному руководителю необходимо составить программу воздействия на подростка, представить в какой-то степени перспективы его перевоспитания. В школах наличие таких программ нужно рассматривать как главное условие устранения фактов отрицательного отношения к труду.

5. План воспитательной работы должен представлять собой рассчитанную на длительное время систему педагогических воздействий. Любое, даже отличное само по себе мероприятие, не представляет большой воспитательной ценности, если оно не является частью продуманной системы, если в нем не определены и педагогически не обоснованы рани и задания отдельным подросткам.

Каждое коллективное мероприятие должно быть направлено на формирование конкретных черт личности. При планировании воспитательной работы целесообразно придерживаться схемы:

цель – учащиеся – мероприятия.

При этом необходимо исходить из того, что в воспитывающем мероприятии наиболее существенным является не сам вид трудовой деятельности (хотя и это важно), а характер тех взаимодействий между подростками, которые умышленно проектирует, вызывает воспитатель.

Только такое планирование поможет вести успешно работу с классом, только такой подход к решению воспитательных задач соответствует идее проектирования личности в коллективе.

6. Каждое мероприятие, проводимое в классе, должно быть методически разработанным и педагогически обоснованным. Нужно четко определить его идею и цель, роль и значение в общей системе воздействия на учащихся, установить время и место проведения.

Проводить мероприятие следует четко, стройно, без лишней суеты учащихся, без лишних помех для их восприятия.

К его проведению надо быть готовым прежде всего самому классному руководителю. У него должен быть ясный план действий, четкое представление о ходе мероприятия. Ему необходимо предвидеть реакцию подростков, их мысли и чувства, которые оно должно вызвать. Без такого предвидения, без заранее проектируемого результата проведение любого мероприятия теряет смысл.

К проведению мероприятий надо готовить не только учащихся, но и всех, кто принимает в нем участие (приглашенных учителей, гостей, шефов). Приглашенные должны заранее знать цели и задачи проводимого мероприятия, знать, зачем их пригласили, чего от них ждут.

7. Индивидуальный подход к подростку с целью предупреждения или устранения у него фактов отрицательного отношения к труду должен заключаться в том, чтобы ответить на вопрос; в какие ситуации педагогически целесообразно ставить подростка на данном этапе его развития. Когда такой ответ классным руководителем найден, становится возможным составление конкретной программы воздействия на подростка, отыскание способов включения его в те или иные коллективные мероприятия.

Подростка с отрицательным отношением к труду следует объективно ставить в такие ситуации, которые порождали бы у него чувство веры в свои силы, стремление к утверждению своей полноценности. Если такой подросток начинает твердо положительно относиться к тем или иным видам труда, то становится легче его перевоспитание.

Приобщение педагогически запущенных подростков к жизни коллектива, изменение отношения коллектива к ним и их к коллективу через внеклассные, неучебные дела, влечет за собой улучшение отношения этих подростков к учению. Однако нельзя полагаться на то, что это произойдет само собой, автоматически.

Классный руководитель и учителя должны совместно продумывать способы и приемы распространения появившейся у подростка тенденции к улучшению на все большее и большее количество видов учебного труда.

8. Формирование положительного отношения к труду дает должный эффект, если оно одновременно подкрепляется самовоспитанием подростка. Активизация самовоспитания подростков, является важной обязанностью классного руководителя. Он должен обусловить наличие факторов, которые бы стимулировали самовоспитание учащихся.

К их числу необходимо отнести прежде всего следующие:

а) участие в коллективной деятельности;

б) критическое отношение к результатам своего труда;

в) наличие осознанного идеала;

г) наличие ясной цели, перспективы будущего, мечты о профессии, которая соответствовала бы наклонностям и способностям;

д) уверенность в достижении поставленной цели;

е) наличие программы работы над собой.

Без этих факторов самовоспитание теряет свою целенаправленность и конкретность. Работа учащихся над собой становится бессистемной, носит эпизодический, случайный характер.

Подростку необходимо знать характеристику своей личности. Задача классного руководителя помочь ему выработать программу работы над собой.

Нам думается, следует считать неправильным решение органов народного образования об освобождении классных руководителей от ежегодного составления характеристик на учащихся. Похоже, что это сделано по принципу: «не получилось, значит, плохо». Для успешной работы с подростками необходимо усовершенствование умения писать и, самое главное, использовать в работе с детьми психологические характеристики.

***

По диссертационной работе опубликованы следующие статьи:

1. О воспитании у подростка интереса к учению и труду. «Советская педагогика», №6, М., 1962 г.

2. Пути формирования положительного отношения к труду у подростков. Сборник докладов на II-й Республиканской конференции Казахстанского отделения Общества психологов, Алма-Ата, 1962 г.

3. Рождение детской мечты. «Вопросы учебно-воспитательной работы в школе», Алма-Ата, 1955 г.

4. Некоторые вопросы формирования положительного отношения к труду у подростков. Сборник тезисов докладов XXV научной конференции Уральского пединститута им. А. С. Пушкина, Уральск, 1961 г.

5. О работе классного руководителя с недисциплинированными учащимися (на казахском языке). Журнал «Халык мугалими», №2, Алма-Ата, 1959 г.

6. О встречах школьников с представителями общественности (на казахском языке). Журнал «Казахстан мектеби», №2, Алма-Ата, 1960 г.

7. Работа классного руководителя с учителями (на казахском языке). Журнал «Казахстан мектеби», №2, Алма-Ата, 1962 г.

8. О планировании воспитательной работы, Сборник статей, изданный Министерством высшего и среднего специального образования Казахской СССР. Алма-Ата, 1963 г.

9. Путешествия школьников по родному краю. Сборник «Из опыта внеклассной и внешкольной работы». Учпедгиз, Алма-Ата, 1962 г.

10. О работе классного руководителя с родителями (на казахском языке). Журнал «Казахстан мектеби», № 2, Алма-Ата, 1963 г.

11. Искусство общения с детьми. «Школа-интернат», №2, М., 1964 г.











Некоторые исследования, ссылающиеся на данную работу:

Курбыко З. С. Предупреждение недостатков трудового воспитания подростков в семье. – Автореферат кандидатской диссертации. М., 1984.
Золотухин Д. С. Воспитание трудовой активности у сельских подростков в процессе взаимодействия школы, семьи и общественности. Автореферат кандидатской диссертации. – М., 1984.
Кишкурно В. А. Формирование положительного отношения к семейно-бытовому труду девочек-подростков. – Автореферат кандидатской диссертации. Минск, 1984.



Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:14:12 MSK
Google