Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







7. Уметь общаться с детьми


Ни с кем из учителей дети не общаются так много, как с классным руководителем, и это возлагает на него большую ответственность.

Шестой класс «А» собирается идти на прогулку. К классному руководителю подходит несколько учащихся другого шестого, класса.

– Возьмите нас с собой, – просят они.

– Почему? – удивляется классный руководитель. – Ведь ваш класс тоже собирается на прогулку?

– А мы хотим с вами.

Дети смущенно опускают головы и робко добавляют: «С Марией Ивановной неинтересно, с вами лучше».

К сожалению, бывают еще такие случаи, когда дети сторонятся своего классного руководителя, бегут от него. В чем причина?

Мария Ивановна не владела искусством общения с детьми. Ее поведение отличалось удивительной шаблонностью и сухостью. Вот она с детьми на прогулке. Ребята играют, бегают.

– Если бы ты так в учебе отличалась, как здесь, – замечает классная руководительница одной девочке, – там ты чаще слезы льешь вместо ответа.

Девочка растерянно останавливается и потом до конца прогулки то и дело с опаской поглядывает на классную руководительницу.

– Медведев, – обращается учительница к мальчику, который с увлечением ловит бабочек,– ну-ка, иди ко мне, я с тобой поговорить хочу.

Мальчик робко приближается к классной руководительнице.

– Я сегодня в магазине встретила твою маму, – говорит она, – оказывается, ты, дружок, дневник дома не показываешь, а бабочек-то ловишь ловко. Если сегодня не покажешь дома свои двойки, – продолжает Мария Ивановна, – завтра без родителей в школу не приходи. Понял?

– Да, – тихо отвечает мальчик.

– А теперь иди играй.

Мальчик идет к ребятам. На ходу он выбрасывает пойманных бабочек.

Мария Ивановна не упустит случая кольнуть ученика. Встретив девочку вместе с родителями в кино, она непременно скажет:

– А ты рассказала родителям, как тебя в учительскую вызывали?

Естественно, дети не любили свою классную руководительницу, старались всячески избегать встреч с ней. Однажды, накануне общешкольного субботника, она обратилась к учителю истории:

– Объявите о субботнике в моем классе, может, они вас больше послушают...

С детьми надо уметь быть! Классному руководителю нужно добиваться, чтобы дети всегда с радостью ждали встречи с ним. Тогда будет значительно легче воздействовать на детей, легче воспитывать их в духе коммунистической морали.

Умение быть с детьми зависит от того, как классный руководитель готовится к любой, пусть даже незначительной на первый взгляд, встрече с ними.

– Я всегда думаю над тем, – говорит классный руководитель из г. Уральска, – с чем приду к детям завтра, с какими мыслями, идеями, с какими вопросами или предложениями, если хотите, с каким выражением лица. Допустим, сегодня я узнал, что ребята моего класса плохо вели себя на уроке английского языка. Даже если виноват в данном случае учитель, с ребятами надо провести соответствующую работу. А какую работу и как ее провести? Может быть, явиться в класс мрачным и отчитать ребят: пусть видят, что я сегодня сердит. А может быть, сделать так: придти в класс и сказать: «Я от вас этого не ожидал, ребята», и уйти, пусть не состоится намеченная беседа, пусть ребята будут расстроены, «попереживают». Или вообще не говорить об этом, чтобы не снизить активности восприятия детей во время намеченной беседы, а посетить уроки английского языка и помочь в рабочем порядке учителю наладить дисциплину?

Думается, что этот классный руководитель поступит правильно. Ведь прежде чем придти к детям, он хорошо продумал каждый свой шаг, многое учел и взвесил.

Намечая то или иное мероприятие, классному руководителю необходимо отчетливо представить свою роль, обдумать свои действия.

– Однажды, – рассказывает классная руководительница одной из школ Северо-Казахстанской области, -– я оказалась в очень неудобном положении перед детьми. Отправились мы с классом в трехдневный поход по родному краю. Все было хорошо подготовлено, ребята были весело настроены, я радовалась вместе с ними. Вечером, после ужина, мы уселись возле костра, и тут ребята хором обратились ко мне:
– Расскажите что-нибудь!
– Эта просьба застигла меня врасплох. Я стала припоминать эпизоды из литературы, истории, но подходящего ничего не смогла рассказать. С тех пор, отправляясь с детьми в поход или на прогулку, я предвижу такую просьбу и поэтому всегда подбираю интересные рассказы из литературы, загадки, шутки, пословицы. И как дети бывают признательны за каждый такой увлекательный рассказ на привале у костра!

Педагогическое мастерство – это не только умение использовать данные обстоятельства в интересах воспитания, но и умение строить свое поведение в соответствии со сложившейся ситуацией. Поведение классного руководителя должно определяться прежде всего педагогическим тактом, без которого педагогическое мастерство невозможно. Педагогический такт выражается в правильном подходе к детям, основанном на знании их индивидуальных и возрастных особенностей, на понимании детства.

Дети развиваются, круг их знаний расширяется, растут потребности и интересы, укрепляется самостоятельность – все это должно учитываться классным руководителем. Его поведение среди детей, безусловно, должно меняться в соответствии с их возрастными изменениями.

Классный руководитель седьмого класса, войдя в учительскую после проведенного им собрания, взволнованно и сокрушенно сказал:

– Говорят, пятый класс самый трудный. А у меня получается иначе. В пятом классе они меня слушали, что ни скажешь – выполняли, а сейчас не знаю, что с ними делать: говоришь, говоришь – как об стенку горох.

В чем же дело? Как выяснилось позже, одной из причин неповиновения классному руководителю было то, что он не принимал во внимание изменившиеся возрастные особенности детей, подходил к семиклассникам так, словно они еще в пятом.

Классному руководителю приходится в воспитательных целях применять поощрения и наказания, а это также требует большого такта. Надо всегда уметь находить нужную линию, нужные слова, тон и действия. Можно, например, сердиться, но нельзя злобствовать; можно крикнуть, но нельзя кричать; можно радоваться вместе с детьми, но нельзя впадать в состояние излишней восторженности.

Искусство общения с детьми как раз и заключается в том, чтобы видеть, когда и как поступить, что и где сказать. Это удается тому педагогу, который в своей деятельности выступает как чуткий наставник, которому чужды равнодушное менторство, подход к ребенку как к безликой единице общей ученической массы.

В одной из школ был такой случай. Шестиклассник шел во время перемены по коридору с тряпкой, которую должен был вымыть. Из-за угла коридора выбежала девочка. Мальчик бросил ей в лицо запачканную мелом тряпку. Все это увидела учительница. Подойдя к мальчику, она довольно спокойно стала объяснять ему, какие последствия могут быть от засорения глаз меловой пылью.
– Ты понимаешь, – говорила она, – ведь мел попадает на слизистую оболочку, он может повредить роговицу, и девочка можем остаться с поврежденным зрением.
Шестиклассник выслушал разъяснения учительницы, а когда она ушла, он швырнул ту же тряпку в лицо другой, бежавшей навстречу девочке.
Как видим, учительница не нашла (вернее не пыталась найти) оптимального варианта своего поведения в данной ситуации. Как тут не вспомнить А. С. Макаренко, который вот таких педагогов называл «занудами»!
В данном случае надо было резко возмутиться, да так, чтобы мальчишка надолго запомнил и услышанные слова, и сердитые глаза учительницы.

Но строгую требовательность к учащимся необходимо умело сочетать с уважением к ним. Классному руководителю, особенно молодому, нужно не только глубоко изучать педагогическую литературу, читать художественно-педагогические произведения, но и вырабатывать у себя такие качества, как находчивость, выдержка, сила волн, самообладание, способность владеть своим голосом, мимикой, жестами.

Хочется закончить очерк словами одного молодого классного руководителя. Он преподавал математику и физику. Проработав классным руководителем один год, он сделал в своем дневнике запись: «Теперь мне становится ясно одно: чтобы тебя уважали учащиеся, совершенно недостаточно давать уроки (даже давать отлично)... Нет. Для того чтобы дети уважали тебя, чтобы ты мог воздействовать на них, нужно нечто гораздо большее – очень широкий кругозор. Классному руководителю надо отлично разбираться в психике детей, быть хорошим рассказчиком, понимать толк в спорте, понимать музыку, быть умелым затейником, нужно... в общем, очень много нужно. Ребята не любят узколобых».

Уметь общаться с детьми – это должно стать девизом каждого классного руководителя.








Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 13:11:20 MSK
Google