Назаров Илья Федорович: жизнь и творчество

«Уметь быть с детьми (Заметки о работе воспитателя)». Алма-Ата, 1976







3. Узнай воспитанника


Изучение поведения школьника – это прежде всего поиск. С одной стороны, классный руководитель должен искать в психике учащегося те качества, те особенности, которые можно использовать или на которые можно опереться, чтобы воздействовать на него. С другой – необходимо искать соответствующие средства, способы и приемы, угадывать ситуации, в которые педагогически целесообразно поставить подростка. Там, где это делается именно так, учителя успешно руководят развитием учащихся. Но бывает иначе, когда изучение поведения школьника сводится к констатации внешних фактов проявления его личности («дисциплинирован» или «недисциплинирован», «аккуратен» или «неряшлив» и т. д.). В одной из школ были взяты под наблюдение несколько «трудных» подростков. Приступая к тщательному изучению поведения этих учащихся, мы получили предварительные отзывы о них от классных руководителей. Нельзя было не увидеть, что некоторые классные руководители слишком поверхностно знают своих учащихся.

Вот, например, как отличались сведения классного руководителя об одном второгоднике из шестого класса от наших данных.

Характеристика классного руководителя
У мальчика отрицательное отношение к учебному и неучебному труду. Причины этого назвать трудно.
Особенности его характера: ленивый, очень неусидчивый, несобранный, не поймешь, какая черта характера проявляется особенно заметно, Наверное, у него нет таких особо ярких черт.
Трудно сказать, на какие особенности ученика можно опереться с целью его исправления. Пробовали воздействовать на него по-разному, но ничего не выходит, он ни с кем не считается, ничем не интересуется.

Наши данные об ученике
У мальчика повышена двигательная активность. Это наблюдалось еще до школы. Ни родители, ни учителя не оценили правильно этой особенности мальчика, более того, считали ее отрицательной, хотя она могла дать мальчику большие преимущества в труде по сравнению с менее подвижными, менее энергичными. Вместо того чтобы найти возможность полезного использования двигательной активности и энергии мальчика, его старались урезонить окриками, приказами и назиданиями. У мальчика постепенно образовалась связь: уроки, труд – значит, окрики, значит, неприятности. В связи с этим пропал интерес к труду учебному и неучебному.
У мальчика заметно выражены антиколлективистские, эгоистические черты. В какой-то степени у него закреплены недисциплинированность, безответственность. Но наряду с этим он инициативен.
Память у мальчика плохая. У него не проявляются должные в его возрасте усилия преднамеренного запоминания. Однако он отлично помнит понравившиеся ему книги. С увлечением занимается в гимнастической секции, быстро и прочно запоминает сложные комплексы движений.
В центре внимания воспитателей должна быть повышенная подвижность мальчика. С целью воздействия на подростка следует воспользоваться его инициативностью, проявляемой в игре, самообладанием, любовью к спорту. Ему на первых порах целесообразно давать такие поручения, как «ответственный за спортивную работу в классе», «ответственный за организацию спортивных игр во время коллективных прогулок» и т. д. Чтобы добиться успеха в выполнении заданий, необходимо похвалить мальчика, дать ему ощутить свою полезность в коллективе. О намеченной линии воздействия на мальчика сказать всем учителям, работающим в классе, попросить их изменить отношение к нему.
В работе с мальчиком необходимо учитывать, что плохое отношение к труду и учению у него довольно прочное, а поэтому преодоление его требует длительного времени.

Как видим, на основе того, что сказал классный руководитель о мальчике, трудно что-либо предпринимать. А ведь, изучая поведение ученика, классный руководитель должен намечать одновременно и программу воздействия на него. Иначе зачем же изучать?

Если речь идет о преодолении недисциплинированности и всегда связанного с ней отрицательного отношения к труду, то, очевидно, классный руководитель должен уметь различать его признаки. Преодоление отрицательного отношения к труду осуществляется с целью формирования положительного. Поэтому классный руководитель должен знать и конкретные признаки положительного отношения к труду.

Бывает, на вопрос о том, какое отношение к труду вы считаете положительным, следует ответ: «Когда ученик хорошо учится, выполняет трудовые задания». А разве мы не сталкиваемся с явлениями, когда у учащегося, который «хорошо учится, выполняет трудовые задания», нет целого ряда важнейших признаков положительного отношения к труду, таких, например, как инициативность, энтузиазм в работе, любовь к выполняемой работе, способность критически оценить процесс труда и др. Иногда подросток умеет выполнять ту или иную работу, но выполняет ее лишь по принуждению, без любви, без интереса к делу. Ясно, что такое отношение нельзя назвать положительным.

Отношение ученика к труду всегда характеризуется определенными особенностями. Чтобы влиять на школьника, надо знать эти особенности. Иначе, довольствуясь лишь внешними признаками («все выполняет», «учится без двоек» и т. п.), можно получить результаты, противоположные ожидаемым.

.
Сравнивая трудовую деятельность разных подростков, опираясь на опыт и наблюдения лучших классных руководителей и учителей, можно выделить следующий перечень признаков положительного отношения к умственному и физическому, учебному и неучебному труду.

Признаки положительного отношения к труду

1. Интерес к труду.

2. Чувство удовольствия при выполнении работы. Отсутствие или кратковременное проявление астенических чувств при неудачах, умение преодолевать трудности, доводить работу до конца. Энтузиазм в работе.

3. Выполнение по собственной инициативе и по своему желанию не только той работы, которая нравится, но и той, которая требуется.

4. Способность критически относиться к процессу и результатам своего труда.

5. Активное критическое отношение к оценке сноски труда другими.

6. Стремление к совершенствованию процесса и результатов труда.

7. Уважительное отношение к работе других людей.

Сформулированные признаки не исчерпывают, конечно, всех оттенков положительного отношения к труду, но они в определенной степени характеризуют его. В процессе изучения поведения школьников описанные признаки помогут правильно наметить пути и средства устранения у них отрицательного отношения к труду.

Методы изучения классным руководителем поведения школьника носят иногда однообразный характер. Они сводятся в основном к беседам с учащимися, их родителями и учителями-предметниками. Редко организуются мероприятия, во время которых можно было бы поставить учащегося в различные, по своему характеру условия, создать ту или иную ситуацию, способствующую выявлению индивидуальных особенностей.

К числу недостатков изучения поведения учащихся классными руководителями следует отнести и то, что данные о важных индивидуальных особенностях их психики, полученные во время наблюдения на уроках или во внеурочное время, в беседах с родителями и учителями, нигде не фиксируются. Не этим ли объясняются многие педагогические просчеты или просто недоделки? Известно, что все выдающиеся педагоги делали периодически записи о своих воспитанниках. Говоря о работе воспитателей, А. С. Макаренко замечает: «...данные о воспитаннике хороший воспитатель обязательно запишет». На рабочем столе А. С. Макаренко лежала картотека, в которую он вносил различные сведения о каждом воспитаннике.

Однако встречаются еще классные руководители, которые считают записи об учащихся, о ходе воспитательной работы «обременяющей, ненужной писаниной». Как убеждались мы не раз, это, за редким исключением, мало думающие, не ищущие воспитатели, им не о чем писать, да они и не умеют этого делать. Работа классного руководителя представляется им чем-то вроде экспромтов и импровизаций, за свой рабочий стол дома они садятся преимущественно как предметники, а потому не достигают желаемых результатов в воспитательной работе.

Ведение различных записей, связанных с воспитательной работой, – это не только подспорье в работе, «заметки на память», – это накопление и сохранение опыта воспитателя, его изобретательности, новаторских приемов, поисков и интересных педагогических находок, это углубление знаний психологии детей, развитие и совершенствование педагогического мышления.

В одной из школ молодая учительница обратилась к старшему коллеге с просьбой поделиться с ней «секретом» успеха в работе классного руководителя. Тот сказал ей:

– Не просто, знаете ли, изложить свой опыт работы. Для начала я принесу вам свои «архивы», вы почитаете их, потом и поговорим.

А через неделю, возвращая прочитанные дневники, планы, методические разработки за много лет, учительница не удержалась от восклицания:

– Никогда не думала, что это будет так интересно! На каждой странице – живые дети. Вы так прекрасно их знаете!

К сожалению, так бывает не всегда. Случается, что педагог, проработавший много лет, не может ничего предложить молодому начинающему коллеге кроме обрывочных, бессистемных воспоминаний.

В нашем опыте непосредственная работа с классом началась с «нацеливающей» беседы. Затем проводилась так называемая предплановая работа. Она длилась пятнадцать-двадцать дней. В течение этого времени проводилось углубленное изучение поведения учащихся, велся поиск путей и средств сочетания коллективной и индивидуальной работы, приобщения подростков к активной трудовой деятельности.

Еще до начала учебного года были просмотрены личные дела школьников, проведены беседы с учителями, у которых ребята учились в начальной школе, с родителями. С целью глубокого изучения поведения учащихся, а также уточнения уже имеющихся данных, в течение месяца были организованы такие мероприятия, проведение которых помогло выявить наиболее характерные признаки отношения к труду и учению.

В итоге удалось получить довольно точное представление как о составе класса в целом, так и о каждом ученике в отдельности. Это дало возможность условно разбить учащихся на группы по характеру их отношения к умственному и физическому, учебному и неучебному труду.

Результаты работы с классом в течение этого периоде позволили также наметить основные линии воздействия как на класс в целом, так и на отдельных учащихся. Иначе говоря, была получена реальная основа для планирования воспитательной работы.









Copyright © А. И. Назаров, 2009–2016


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Дата последнего обновления: Friday, 08-Aug-2014 12:55:41 MSK
Google